Разделение труда на рынке телекома. Статья в журнале National Business Quarterly

11.11.2012

Разделение труда на рынке телекома. Статья в журнале National Business Quarterly

Телекоммуникационный рынок Казахстана сегодня не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны – рынок в целом показывает устойчивый рост, он рос даже в кризис (просто падали темпы роста). С другой стороны, на рынке идут непростые процессы. Развитие технологий влечет и обострение ценовой конкуренции, и необходимость постоянного инвестирования в новое оборудование, в обучение персонала. Выдерживают такое давление далеко не все: за последние годы расстановка сил на рынке телекоммуникаций заметно изменилась, с арены ушли многие игроки.Еще несколько лет назад телекоммуникационный рынок Казахстана мог похвастаться внушительным количеством серьезных игроков – помимо «Казахтелекома» это были такие компании, как ASTEL, Nursat, KazTransCom, Транстелеком, TNS Plus, SA Telcom, 2Day Telecom, КАТЕЛКО и другие.

Сегодня рынок заметно сжался, а игроки укрупнились: небольшим компаниям становилось работать все труднее, а крупным для развития и захвата новых ниш проще было купить уже работающие компании с готовой инфраструктурой, лицензиями и командой. Главными покупателями выступили «Казахтелеком» и «КаР-Тел». Недавно в процесс включилась и материнская компания сотового оператора «GSM-Казахстан» (торговая марка Kcell) - TeliaSonera купила за $170 млн компанию Alem Communications и за $35 млн миноритарную долю в магистральном операторе KazTransCom.В результате сегодняшний состав игроков – это все тот же национальный оператор «Казахтелеком» (купивший Nursat и ряд других активов, часть которых уже успел успешно продать), KazTransCom и «Транстелеком» (дочка национальной компании), «КаР-Тел» (работающий под маркой Beeline и входящий в группу компаний Vympelcom, куда также вошли такие компании как TNS Plus, SA Telcom, 2Day Telecom) и ASTEL.

Все эти компании, кроме ASTEL, являются владельцами крупных оптоволоконных сетей. При этом главным активом ASTEL, несмотря на то что компания владеет крупнейшей спутниковой сетью, является исключительно богатый опыт и уникальная экспертиза в сфере телекоммуникаций. По большому счету, ASTEL – уникальное явление на сегодняшнем рынке связи. Это единственная компания, которая не имеет собственной наземной инфраструктуры и при этом не только не сошла с дистанции, но и успешно развивается. Секрет успеха, пожалуй, в профессионализме команды и неординарных решениях менеджмента (например, в прошлом году ASTEL, будучи спутниковым оператором, заключил партнерские соглашения с наземными операторами и перепозиционировал себя в эдакое «ателье связи», которое в состоянии решить любую задачу клиента в области телекома).

 

А ведь дела идут хорошо далеко не у всех компаний, даже ушедших под чье-то крыло. И если, например, такие компании, как TNS Plus или 2Day Telecom, потеряв самостоятельность, продолжают успешно работать, обеспечивая потребности материнской компании, имея стабильный «заказ», то Nursat чувствует себя далеко не так уверенно. А ведь раньше ASTEL и Nursat были почти близнецами: обе компании – спутниковые операторы, со схожей инфраструктурой спутниковой сети, схожими направлениями деятельности (даже у обеих когда-то были веб-студии). Но сегодня между компаниями огромный разрыв. Красноречивее всего о нем говорят финансовые показатели (пожалуй, это самое объективное мерило в условиях рынка): чистая прибыль ASTEL по итогам 2011 года составила 890 млн тенге, показав рост почти на 40% по отношению к предыдущему году, в то время как Nursat заработал лишь около 70 млн тенге, но и это стало для компании большим достижением, поскольку 2010-й год она закончила с убытком в 100 млн тенге. Т.е. в то время как ASTEL показывает уверенное развитие и рост, опережающий рынок (весь рынок услуг связи вырос в 2011 году на 18,7%), Nursat борется за то, чтобы в принципе выйти в «плюс».Очевидно, что в этой борьбе определенную роль будет играть и административный ресурс материнской компании – «Казахтелекома». Но насколько будут эффективны такие методы? Ведь наличие административного ресурса - это мощный козырь в условиях жесткой рыночной конкуренции, а это, как известно, сильно расслабляет. Однако заказчику сегодня, кем бы он ни был – частной компанией или госструктурой, – требуется качественное решение стоящих перед ним задач. А качество может обеспечить только сильная и стабильная команда профессионалов. Является ли такой командой сегодня Nursat –большой вопрос.

 

Компанию в последнее время сильно лихорадит: часто меняется менеджмент, сокращается штат, ходят разговоры о закрытии некоторых филиалов.Вообще, не очень понятна судьба Nursat’а в группе компаний АО «Казахтелеком». Как известно, в начале 2010 года Казахтелеком объявил о желании продать свою долю участия 77,08% в АО «Нурсат». Покупателей не нашлось. В одном из интервью в конце 2010-го года председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев объяснил это недостаточной привлекательностью «Нурсата»: «Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать компанию более интересной для покупки. Для этого мы пересматриваем стратегию ее развития. … У многих возникает мнение, что «Казахтелеком» и «Нурсат» занимаются одним и тем же. И сейчас я поставил задачу менеджменту развеять этот стереотип. Потому что инвесторов беспокоит вопрос: если «Нурсат» отойдет другому владельцу, будет ли у него потенциальная абонентская база? Таким образом, для продажи этого актива нужно развитие самого «Нурсата» и общий экономический рост». А на вопрос о провале финансовых показателей «Нурсата» г-н Есекеев отвечает следующее: «Здесь не стоит говорить о каких-то неквалифицированных действиях менеджмента. Скорее проблема как раз в том, что «Нурсат» и «Казахтелеком» работают на одних рынках — так сложилось исторически.

 Поэтому сейчас необходимо начать активную рыночную деятельность в каких-то нишевых сегментах, где нет «Казахтелекома».С целью предотвращения внутренней конкуренции с другой дочкой АО «Казахтелеком», «Нурсат» в феврале 2011 года прекратил предоставлять услугу Wi-Max – клиентам было предложено воспользоваться аналогичной услугой JET от компании «Алтел» (100% которого принадлежат АО «Казахтелеком»). Но и перепрофилировать «Нурсат», по всей видимости, тоже не получается – позднее в 2011 году тогдашний руководитель «Нурсата» Ануар Аубакиров в интервью журналу «Эксперт» говорил о компании исключительно как об интернет-провайдере и лишь как о «стратегических перспективах» - о создании центра спутниковых технологий группы компаний АО «Казахтелеком». Т.е., по сути, речь о попытке возродить «Нурсат» как спутникового оператора для обеспечения внутренних нужд группы. Вряд ли такой подход сделает из компании сильного игрока на конкурентном рынке.Итак, костяк сегодняшнего рынка телекома в Казахстане представлен пятью компаниями: «Казахтелеком», «Транстелеком», KazTransCom, «КаР-Тел» и ASTEL.

При этом «Казахтелеком», как владелец самой развитой наземной канальной инфраструктуры, в первую очередь является «оператором для операторов». Ну и, являясь национальной компанией, работает на розничном рынке, предоставляя услуги населению. «Транстелеком» и KazTransCom, изначально являясь нишевыми игроками (первая – в обеспечении связи на железной дороге для «Казахстан Темир Жолы», вторая – в нефтегазовом секторе), пытаются максимально монетизировать свои сети, выходя на новые рынки. «КаР-Тел» работает на розничном рынке, предлагая услуги сотовой связи и доступа в интернет, а также продавая канальную емкость другим операторам. ASTEL, являясь владельцем крупнейшей в Казахстане спутниковой сети, состоящей из более чем 2500 базовых станций, в то же время является партнером всех вышеназванных компаний и объединяет все их возможности, поскольку выступает интегратором в сфере телекоммуникаций. И если другие игроки могут предложить услуги лишь в отдельном сегменте, ASTEL сегодня, пожалуй, чуть ли не единственная компания, профессионально реализующая проекты любого масштаба.

О многом говорит и тот факт, что именно ASTEL зачастую выступает подрядчиком у таких компаний, как «Казахтелеком» или «Транстелеком» (для которого, например, был реализован проект по обеспечению широкополосного доступа в интернет пассажирам скоростного поезда «Тулпар» на маршруте Алматы-Астана-Алматы). И такое разделение, скорее всего, будет лишь углубляться – одни компании будут развивать свои инфраструктуры и работать на межоператорском рынке, а другие – развивать свою экспертизу, чтобы предоставлять заказчикам максимально эффективные решения на базе всех существующих инфраструктур.