В журнале РБК опубликована статья: Разумное энергопотребление. №9 (25) сентябрь 2015

28.09.2015

В журнале РБК опубликована статья: Разумное энергопотребление. №9 (25) сентябрь 2015

В современных реалиях бизнес не может себе позволить бездумно тратить деньги. Надо задумываться об экономии и сокращении расходов везде, где это возможно. Это относится и к вопросу трат на коммунальные услуги, в частности, электроэнергию.

Если экономить электричество дома считается нормальным и все к этому давно привыкли, то вопрос экономии электроэнергии на работе (особенно если речь идет о крупном промышленном производстве) пока еще не очень актуален. Но, тем не менее, эта тенденция набирает обороты. Чтобы грамотно расходовать электроэнергию в компании, сначала нужно начать отслеживать ее использование.

Для этого предприятия внедряют автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Чтобы узнать подробнее об организации АСКУЭ на предприятии, редакция журнала “Реальный Бизнес Казахстана» обратилась за разъяснениями к Артему Уразимбетову, руководителю маркетинга компании ASTEL – системного интегратора, который организовывает каналы связи для автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии.

- Артем, расскажите, каким образом функционирует на предприятии АСКУЭ.

- Такая система контролирует работу всего энергетического оборудования на предприятии, а также ведет учет потребляемой электроэнергии. Работа АСКУЭ осуществляется следующим образом: все установленные на предприятии счетчики учета электроэнергии соединены между собой каналами связи, через которые на центральный сервер передаются данные по количеству потребляемого электричества.

- ASTEL занимается организацией каналов связи для АСКУЭ.

Существуют ли какие-либо сложности при их прокладывании?

- С организацией каналов связи для системы учета электроэнергии есть своя сложность, особенно характерная для казахстанских крупных промышленных компаний. Дело в том, что многие из них расположены в географически отдаленных районах, где организовать каналы связи серьезного уровня не так-то просто.

- Можете ли вы рассказать в качестве примера об одном из последних проектов, связанных с внедрением АСКУЭ?

- Скажем, не так давно АСКУЭ внедряла у себя компания «КазСоларСиликон». Так как ее производство находится на удалении от коммуникационных линий, да еще и в местности со сложным рельефом, для организации каналов связи они решили обратиться к нам, потому что ASTEL имеет богатый опыт в организации каналов связи любого вида и для передачи любых данных.«КазСоларСиликону» было необходимо организовать каналы связи между подстанцией мощностью 110 кВА, своим диспетчерским пунктом и поставщиком электроэнергии – компанией «ВК РЭК».

В этом случае каналы связи нужны для передачи трех видов информации: данные по потреблению электроэнергии АСКУЭ; диспетчерская телефонная связь и управление системой SCADA.В ходе проекта каналы связи в «КазСоларСиликон» были организованы через радиорелейную линию (РРЛ) с переприемом через выносной узел компании ASTEL и интегрированы с NGN сетью завода посредствам установки и настройки коммутаторов второго уровня. Также был решен вопрос с резервными каналами связи и системой резервного электропитания.

Через сеть Интернет организован резервный канал связи для передачи данных и в KEGOC. Установленные и настроенные специалистами ASTEL, коммутаторы, анализируют состояние отдельных участков сети и при необходимости производят автоматическое переключение на резервные каналы связи.Теперь информация со счетчиков АСКУЭ передается по построенным компанией ASTEL каналам связи с подстанции завода «КазСоларСиликон» в сеть «ВК РЭК». Доступ к информации со счетчиков также имеет и диспетчерский пункт завода. Диспетчеры, как на подстанции предприятия, так и в диспетчерском пункте завода обеспечены доступом к ВЧ-каналам связи, телефонной связи завода и для них организованны выделенные телефонные линии с диспетчерским пунктом «ВК РЭК», так как при возникновении аварийных ситуаций крайне необходимо иметь гарантированную телефонную связь.

- Сколько времени потребовалось для организации каналов связи в «КазСоларСиликоне»?

 

- Специалисты ASTEL провели предпроектное обследование, согласовали со специалистами «ВК РЭК» способы и точки подключения. После чего реализовали проект в короткие сроки. Поставка оборудования для проекта заняла 4 месяца, а его установка и настройка – менее одного месяца. Все работы были выполнены «под ключ».

- Реализовывала ли компания ASTEL подобные проекты ранее?

 

- Да, конечно! Ранее наши специалисты организовывали каналы связи для АСКУЭ в таких компаниях, как «Тарбагатай Мунай», «НКО», «ВК РЭК» и НПО «Мир». Также наша компания активно сотрудничает с находящейся в Алматы проектной организацией «Институт Энергия», которая разрабатывает АСКУЭ для казахстанских предприятий.

- Что вы можете посоветовать предприятиям, которые хотят внедрить у себя АСКУЭ?

 

- Организация в компании автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии и каналов связи для нее – дело непростое, поэтому лучше всего доверять его профессиональному системному интегратору, который уже имеет опыт реализации подобных проектов.