30.09.2012
Лицо отечественного рынка телекоммуникационных услуг за последние годы сильно изменилось. Кризис и высокая конкуренция расставили всех по своим местам. Сейчас этот сегмент казахстанской экономики развивается в сторону инноваций. О существующих тенденциях в отрасли высоких технологий рассказал в интервью & Коммерческий директор, АО «ASTEL» Сергей Табакаев.Сергей, можно сказать, что казахстанский рынок телекоммуникационных услуг довольно узок и все игроки знают друг друга в лицо. Скажите как изменилась ситуация на данный момент с участниками и какие тренды вы наблюдаете?
Если говорить о тенденциях на рынке телекоммуникаций, которые присутствуют в корпоративном секторе, то можно обозначить два основных направления: это поглощение крупными игроками отрасли более мелких, удешевление стоимости услуг на интернет. Сейчас в нашем секторе остались такие игроки как «Казахтелеком», «Транстелеком», «Кателко», «KazTransCom» и «Астел». Хотя еще 2-3 года назад очень активно работали такие компании как «Арна/Дукат», «2DAY Telecom», «Nursat». При этом они никуда не ушли, а были либо скуплены, или просто поменяли поле своей деятельности. Вторая тенденция связана с падением цен на услуги телекоммуникаций. Вы можете это прекрасно наблюдать из многочисленных акций и рекламных роликов, которые транслируют наши СМИ.
Вы упомянули о концентрации рынка, в связи с этим возникает вопрос, насколько в этом плане активизировали свою работу сотовые операторы?Они начали с создания собственных сетей. Билайн к этому пришел раньше, когда скупил компании, которые были до этого на рынке и начал строить свою сеть по территории Казахстана. Не так давно было анонсировано, что TeliaSonera купила WiMax-бизнес у цифрового холдинга Alem Communications за $170 млн. Одновременно TeliaSonera договорилась с Visor Group о совместных инвестициях в компанию «КазТрансКом».
Вы видите процесс концентрации продолжается. Причем ядрами концентрации становятся сотовые компании, которые обладают огромным финансовым ресурсом и у которых потребность в управлении себестоимостью еще больше чем у нас. Они пытаются строить свои собственные магистральные сети и не зависеть ни от кого. Как обстоят дела с государственными закупками в сфере телекоммуникационных услуг? Вы, возможно, заметили, что у нас свободный рынок становится все уже и все больше похож на государственный монополизм. Уже достаточно давно работает «Национальная компания «Kazsatnet». Она имеет очень широкие полномочия с точки зрения единой мультисервисной (транспортной) среды для государственных органов Республики Казахстан (ЕТС ГО). Последними постановлениями им дали возможность со всеми государственными органами заключать договоры без проведения конкурса о государственных закупках. Вот на этом конкуренция и заканчивается. Если раньше на этом рынке работали мы, «Казахтелеком», а также «Билайн» и «Казтранском» и между нами шла конкурентная борьба за государственные закупки, то сейчас этого нет. Теперь «Kazsatnet» обязан заключить договор с государственным органом. Фактически происходит концентрация финансовых потоков в одной точке. Сейчас понятно, что они никакие не операторы.
По этому поводу мы писали запросы в прокуратуру для того чтобы прояснить, насколько обосновано эта компания разослала всем государственным организациям фактически письмо с указанием перезаключить договор даже на текущий год с ними. Нам ответили, что в рамках существующих постановлений, существующего законодательства они делают все рамках указанных полномочий. Так что у нас здесь с конкуренцией становится не очень. Для того, чтобы успешно конкурировать игроки рынка анонсируют новые продукты и услуги для своих клиентов. В последнее время компании активно проводят информационную «бомбежку» связанную с облачными технологиями. Какие у вас ожидания от cloud computing? Как мне кажется, облачные услуги сегодня переоценивают как таковые. Почему переоценивают, потому что у нас есть пример с WiMax. Два-три года назад со всех сторон кричали про WiMax, как некую революционную технологию, которая изменит мир, а что мы видим на деле и кто самое главное кричал это? Это кричали производители оборудования, которые живут на том, что продают железки. Облачные технологии, приблизительно из той же оперы, но здесь ратуют в основном производители программного обеспечения. При этом возникает вопрос, какими каналами будут клиенты связываться с этим облаком? Производители программного обеспечения подразумевают, что у всех есть оптика и все играют по одним правилам для бизнеса.
Однако бизнесмены начинают задаваться вопросом, как они могут свою бухгалтерию, где-то на чужом сервере держать? «Конечно, мы знаем, кто его обслуживает, но мы не знаем, кто туда имеет доступ кроме нас», - говорят они. Тут встает вопрос психологии. Поэтому насчет облачных технологий не все так просто.Сергей, вы уже не первый год работаете в сфере телекоммуникационных услуг и знаете не понаслышке, какие недостатки существуют в нынешнем законе. Расскажите, что необходимо изменить, чтобы данная отрасль экономики развивалась более быстрыми темпами? Не простой вопрос. Я бы наверное сказал про законодательство в таможенной сфере. Мы стали на это дело тратить больше, потому что были введены новые таможенные пошлины, которых в Казахстане раньше не было. Если раньше телекоммуникационное оборудование мы покупали из-за рубежа, и оно нам обходилось дешевле, сейчас получается дороже. Усложнилась система получения разрешительных документов.
По большому счету после создания таможенного союза нам стало сложнее с оборудованием, которое мы покупали из дальнего зарубежья, но стало проще с оборудованием, которое идет через Россию, поскольку убрали все таможенные пошлины. В Москве стало проще находить какое-то оборудование, в том числе и зарубежное. Российские компании особенно те, которые занимаются ввозом иностранного оборудования, открывают по Казахстану свои филиалы. Крупные российские системные интеграторы получили определенное преимущество и есть такое подозрение, что нашим внутренним компаниям будет очень сложно с ними конкурировать. А в чем же вы тогда видите наши конкурентные преимущества? Я думаю, что мы можем конкурировать только за счет нашего законодательства, в том числе по государственным закупкам, каких-то административных ресурсов. И второе это знание на более тонком уровне подсознания нашего внутреннего рынка. То есть на наработанной клиентской базе и на наработанных связях.